Проблемы СРО в строительстве. Перечень работ СРО

Проблемы СРО в строительствеС 2009 года строительные компании обязаны вступать в саморегулируемые организации. Целью создания которых является повышение безопасности, надежности и качества капитального ремонта, реконструкции и строительства объектов.

На сегодняшний день, деятельность саморегулируемых организаций в области строительства регулируется Градостроительным кодексом РФ; федеральным законом «О саморегулируемых организациях»; постановлениями Правительства РФ № 724 от 29.09.2008 г., № 207 от 24.03.2011 г.; приказами Минрегионразвития РФ № 624 от 30.12.2009 г. (им утвержден перечень работ СРО),  № 294 от 23.06.2010 г. (им внесены изменения в перечень работ СРО); приказом Ростехнадзора № 411 от 24.05.2010 г.

Однако, несмотря на действующее законодательство, в процессе становления института саморегулирования, были выявлены следующие проблемы: 

- среднемесячный прирост членов организации в строительной сфере составляет более 50 предпринимателей и юридических лиц. На рынке действуют недобросовестные организации, торгующие допусками к работам, предоставляющие возможность вступить в саморегулируемую организацию без предъявления требований к квалификационному уровню персонала, не проверяя соответствие сведений в документах, которые подаются для получения допуска.

Решить эту проблему можно с помощью проведения Национальным объединением строителей мониторинга саморегулируемых организаций, ведения реестра недобросовестных членов, введением законодателем уголовной ответственности для руководителей организаций, нарушающих действующее законодательство.

 

- для получения свидетельства о допуске каждая организация устанавливает разные требования:

•       численность персонала;

•       уровень образования специалистов и руководителей;

•       стаж работы по специальности;

•       повышение квалификации персонала;

•       наличие необходимого имущества и оборудования организации, необходимого  для выполнения работ. 

 

Решением этого вопроса может стать разработка Национальным объединением строителей единых требований и правил для членов саморегулируемых организаций. 

- установление минимального ограничения численности членов  (не меньше 100). Как следствие, каждая организация привлекает большее количество членов для сохранения своего статуса и увеличения размеров компенсационного фонда, снижая требования к компаниям при вступлении в саморегулируемую организацию.

Решить эту проблему можно с помощью усиления контроля над действующими членами и компаниями, которые только вступают в нее. 

- вытеснение средних и малых предприятий с рынка и монополизация отрасли. Финансовые преграды не позволяют некоторым предприятиям вступить в саморегулируемую организацию. Независимо от размеров организации размеры членских и вступительных взносов равны как для крупного бизнеса, так и для малого. Для крупной организации это небольшие затраты, потому они являются членами нескольких саморегулируемых организаций, что, без сомнения, приведет к монополизации отрасли.

Исправить положение может снижение размеров взносов в зависимости от степени финансового развития предприятий и содействие малым предприятиям. 

- устаревшая система СНиПов и ГОСТов, которая не соответствует международным стандартам качества.

Решить эту проблему может приведение сводов правил, национальных стандартов в соответствие с международными требованиями. 

Таким образом, решение обозначенных проблем позволит создать лучшие условия для эффективного взаимодействия государственных органов и строительных организаций в условиях саморегулирования. Это будет способствовать выполнению основных целей создания саморегулируемых организаций – повышению безопасности построенных объектов и качества проведенных работ, профессионализма и ответственности строительных компаний.